7 мая

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «CUBORO»

Работа с образовательными конструкторами Cuboro способствует развитию пространственного воображения. Построение из кубиков требует аккуратности и терпения.

Управление образования администрации

Верхнесалдинского городского округа

 

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования «Детско-юношеский центр»

           

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности

«CUBORO»

Целевая группа: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год

             

Составитель:

Золотарева Юлия Валерьевна,

педагог - организатор

                       

г. Верхняя Салда

 

Паспорт программы

 

Вид программы

Дополнительная       общеобразовательная          общеразвивающая программа

Название программы

"CUBORO"

Аннотация программы

Работа с образовательными конструкторами Cuboro способствует развитию пространственного воображения. Построение из кубиков требует аккуратности и терпения. Благодаря многофункциональным элементам можно создать две и более пересекающиеся дорожки-лабиринта, что делает и игру, и ее планирование интереснее. Командная/групповая работа с системой cuboro обязательна.

Актуальность программы

В настоящее время в образовании применяют различные технические комплексы, одним из которых является конструктор Cuboro. Он подготавливает почву для развития технических способностей детей и отвечает их интересам и возможностям. В процессе строительно-конструктивных игр дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства. Играя с кубиками, дети становятся строителями, архитекторами и творцами, придумывая и воплощая в жизнь свои идеи. Такая игровая деятельность формирует и развивает у детей не только логику, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий.

Форма обучения

Очная, с использованием дистанционных технологий и электронных форм обучения

По       содержательной направленности

Техническая

Принцип составления

Составительская

Сроки реализации программы 

Краткосрочная, количество учебных часов – 72 часа. Занятия 2 раза в неделю по 1 часу.

Возрастная категория контингента, Особенности контингента.

7-10 лет

 

Без ограничений.

Форма организации деятельности

Творческое объединение

Охват обучающихся

Групповые занятия

Характер познавательной активности

Репродуктивный, алгоритмический, творческий.

Уровень усвоения программы

Базовый уровень.

Приоритет педагогических задач

Обучающие, развивающие.

Цель программы

Формирование у младших школьников начальных инженерных навыков конструирования на основе конструктора «Cuboro standart».

Задачи программы 

Формировать когнитивное мышление (трёхмерное, комбинаторное, оперативное и логическое). 

Учить решать неограниченное количество задач разной степени сложности. 

Совершенствование у школьников практических навыков конструирования и моделирования: обучение конструированию по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу. 

Планируемые результаты освоения программы

Обучающиеся научатся конструирования при помощи конструктора Cuboro, закрепляет фундаментальные навыки геометрии и черчения; разовьют аналитическое и стратегическое мышление, внимательность, трудолюбие, ловкость, выносливость, творческое, логическое инженерное мышление, пространственное воображение, научаться согласованно работать в команде, коллективе.

ФИО педагога, квалификация педагога

Золотарева Юлия Валерьевна – педагог организатор.

Наименование учреждения, в котором реализуется программа

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы    

1.1        Пояснительная записка.          

1.2        Цель и задачи общеразвивающей программы.      

1.3        Планируемые результаты. 

1.4        Содержание общеразвивающей программы.                       

                         

2.            Комплекс организационно-педагогических условий     

2.1        Календарный учебный график.         

2.2        Условия реализации программы.       

2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.                                                                

                         

3.            Список литературы

 Приложения.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы

 

1.1. Пояснительная записка

 Направленность общеразвивающей программы: техническая, стартовый уровень сложности, предназначена для привлечения обучающихся к техническому творчеству. Ориентирована на формирование и развитие интеллектуальной активности детей младшего школьного возраста через творческую конструкторскую деятельность, проектирование, инженерные исследования и эксперименты. Конструирование с Cuboro позволяет детям получить элементарные представления, знания и умения в области геометрии, физики и инженерии.

 

Актуальность программы.

Современное общество все больше зависит от технологий. Именно поэтому большое внимание уделяется такой области нашего интеллекта, как инженерное мышление. Инженерное мышление – это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышения качества продукции.

Развитие технических навыков в настоящее время включено в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий, которые определены Правительством в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года». Важным условием успешной подготовки инженерно-технических кадров является внедрение инженерно-технического образования в систему воспитания детей. 

Уральский регион является промышленным краем, и здесь потребность в инженерных кадрах очень велика. Для развития системы подготовки кадров в Свердловской области по наиболее востребованным профессиям и специальностям был запущен проект «Уральская инженерная школа» в рамках «Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы». 

Квалифицированные специалисты необходимы и градообразующему предприятию ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», от которого напрямую зависит благосостояние населения города Верхняя Салда.

Исходя из реальной потребности в кадрах, в комплексной программе «Развитие Верхнесалдинского городского округа» (на 2019 - 2030 годы) заявлено о восстановлении высокого уровня инженерной подготовки обучающихся с учетом современного развития технологий.

Формирование детского интереса к инженерной деятельности, а будущем – его преобразование в профессиональное самоопределение личности – это задача образования, отражённая в «Концепции развития дополнительного образования до 2030 года».

В настоящее время в образовании применяют различные технические комплексы, одним из которых является конструктор Cuboro. Он подготавливает почву для развития технических способностей детей и отвечает их интересам и возможностям. В процессе строительно-конструктивных игр дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства. Играя с кубиками, дети становятся строителями, архитекторами и творцами, придумывая и воплощая в жизнь свои идеи. Такая игровая деятельность формирует и развивает у детей не только логику, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий.

Исходя из современного запроса государства, региона, города, учитывая интересы детей и родителей, была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «CUBORO», которая является одним из современных методов развития детского технического творчества.

 ДООП «CUBORO» разработана с использованием следующих нормативно правовых документов.

1.                  Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.                  Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.).

3.                  Стратегия      развития        воспитания    в          РФ      на        период до 2025          года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).

4.                  «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.

5.                  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические            требования    к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

6.                  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

7.                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

8.                  Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

9.                  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

10.              Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

11.              Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».

12.              Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.04.2022 № 392-Д «О проведении независимой оценки качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ».

13.              Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 10.08.2023 № 932-Д «О внесении изменений в регламент проведения независимой оценки качества (общественной экспертизы) дополнительных общеобразовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.04.2022 № 392-Д».

14.              Постановление Правительства Свердловской области от 01.06.2023 № 371-ПП «Об организации оказания государственных услуг в социальной сфере на территории Свердловской области по направлению деятельности «Реализация дополнительных образовательных программ (за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)».

15.              Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года, утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2015 г. № 151-ОЗ.

16.              Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом».

17.               Устав «ДЮЦ», утверждённый приказом начальника Управления образования №235 от 07.09.2015.

18.              Программа воспитания «ДЮЦ» на 2021-2026 годы.

Программа разработана в соответствии с требованиями и методическими рекомендациями: Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях Свердловской области. / Методические рекомендации. – Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», РМЦ, 2022. – 36 с. Составитель: Н.Э. Климова, старший методист РМЦ.

 

Отличительные особенности программы.

Новизна ДООП «CUBORO» заключается в применении нового средства обучения – конструктора «Cuboro standart» для выстраивания лабиринтов различных форм.

Отличительной особенностью программы является интеграция игры и обучения, в результате чего   обучающиеся   приобретают познания в различных предметных областях и конструировании. Содержание программы предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Процесс конструирования превращается в увлекательную игру с кубиками, где каждый ребёнок открывает для себя мир геометрических последовательностей и закономерностей, физических, математических и пространственных взаимосвязей. 

ДООП «CUBORO» разработана на основе методических материалов для педагогов по работе с конструктором Cuboro: Маттиас Эттер «Cuboro – думай креативно».

 

Адресат программы.  Возрастная целевая группа, на которую ориентирована реализация программы - дети 7-10 лет (без ОВЗ). Запись детей на программу является свободной. Зачисление детей в группы – по заявлению родителя (законного представителя) несовершеннолетних учащихся и подписанию ими согласия на обработку персональных данных. Занятия проводятся на базе образовательного учреждения «ДЮЦ».

Максимальное количество детей в группе, одновременно находящихся на занятии, составляет 10 человек, минимальное – 5 человек.

Группы формируются из детей смешанных возрастов младшего школьного возраста. Это обусловлено изначальными задачами системы Cuboro, которые рассчитаны именно на командную, коллективную работу. Такая совместная деятельность воспитывает в ребёнке чувство долга, ответственности, умение подчиняться требованиям группы и творчески работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения.

Команда в системе cuboro может состоять из разных возрастных групп. Старшие дети могут давать подсказки и инструкции младшим и наоборот, т.к. развитие детей протекает очень индивидуально. Соответственно, конструкторские способности и умение строить может быть выражена у детей разных возрастов тоже по-разному.  

При реализации программы необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся младшего школьного возраста, когда происходит переход от одного ведущего вида деятельности (игры) к формированию другого (учебной деятельности).  

Дети младшего школьного возраста открыты для общения со сверстниками и взрослыми. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Дети любопытны и готовы к экспериментам. Конструирование позволяет им попробовать себя в роли юных исследователей и инженеров, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для проектов. Собирая различные модели из кубиков, дети начинают целенаправленно думать, анализировать и сравнивать, классифицировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Моделирование лабиринтов позволяет детям получать знания по геометрии, черчению, инженерному строительству.

Таким образом, конструирование с «Cuboro» позволяет формировать и развивать у обучающихся коммуникативные навыки; произвольность психических процессов (мышления, памяти, внимания). При этом в игре формируются такие универсальные учебные действия как умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Известно, что моторика рук связана с центрами речи. Но работа руками влияет и на качество техники письма, что является важным для детей начальной школы.

ДООП «CUBORO» может быть адаптирована для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе для детей – инвалидов. В этом случае численный состав объединения может быть сокращён.

 

Режим занятий. Продолжительность одного академического часа – 45 мин.

Общее количество часов в неделю – 2 часа. 

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Объём общеразвивающей программы – 72 часа.

Срок освоения: программа рассчитана на 1 год обучения и составляет 9 месяцев.

 

Особенности организации образовательного процесса. Традиционная модель реализации программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения.

 

Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуально-групповая. Программа реализуется в очном формате. Дистанционная форма обучения предполагается при введении ограничительных мероприятий на основании приказа начальника Управления образования. Дистанционное обучение проводится на онлайн платформе CUBORO WebKit.

 

Перечень видов занятий: получение новых знаний, игра, техническое рисование, практическое занятие, самостоятельная работа, тестирование, устные опросы, смотр знаний, защита проектов, соревнование, хакатон.

 

Перечень формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: тестирование, самостоятельная работа, участие в соревнованиях (эстафета).

 

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы

 

Цель программы: формирование у младших школьников начальных инженерных навыков конструирования на основе конструктора «Cuboro standart».

 

Задачи программы:

Обучающие:

        Познакомить обучающихся с классификацией кубиков конструктора «Cuboro standart».

        Обучить принципам конструирования на основе конструктора и условных знаков, используемых в чертежах.

        Научить конструированию моделей по образцу, схеме, по геометрическим параметрам, по собственному замыслу.

Развивающие:

        Развивать творческую активность обучающихся через поиск новых и оригинальных решений при моделировании и конструировании.

        Развивать у обучающихся мышление (трёхмерное, комбинаторное, оперативное и логическое), внимание, память и пространственное воображение.

        Развивать мелкую моторику рук детей и коммуникативные навыки. Воспитательные:

        Развивать самостоятельность на всех этапах работы.

        Формировать умение работать индивидуально, в команде.

        Воспитывать чувство ответственности за результаты своего и совместного труда.

         

1.3 Планируемые результаты

Метапредметные результаты:

    развитие логического, трёхмерного и комбинаторного мышления, пространственного представления, разных виды памяти, внимания; комбинаторных способностей, навыков экспериментирования;

   Личностные: 

    проявление познавательных интересов, выражение желания учиться и трудиться в науке; 

    проявление технико-технологического и инженерного мышления при организации своей деятельности;

    развитие ответственности за качество своей деятельности; 

    овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда, их самооценка;

    становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

    владение умениями работать с информацией (анализировать и обобщать факты,  формулировать и обосновывать выводы и т.д.);

      способность решать творческие задачи; 

      готовность к сотрудничеству, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в социальном окружении;

      проявление инновационного подхода к решению практических задач; 

      соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;

    формирование умений постановки конструкторской цели.

 

 Предметные: 

    овладение способами работы с двухмерным пространством, построением простых дорожек и поверхностей из кубических элементов;

    овладение способами работы с трехмерным пространством, построением многоуровневых дорожек и сложных тоннелей разной сложности;

    овладение пониманием инженерной символики и самостоятельного чтения графического языка;

    развитие умений выбора наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

    овладение методами и приемами технического рисования, эскизирования, аксонометрических построений.

 

Учащиеся будут знать(предметные): терминологию, историю возникновения конструктора «Куборо»; классификацию составных частей; основные комбинации кубических соединений; виды отверстий и тоннелей кубических элементов конструктора; координатную сетку, особенности работы с ней; главные ошибки в построении конструкций и пути их исправления.

Учащиеся будут уметь: создавать простые и сложные конструкции «Куборо»; проводить конструкторские эксперименты, используя различные комбинации кубиков; конструировать индивидуальные и групповые работы; работать с веб-сервисом Cuboro-webkit.

Учащиеся будут иметь опыт: самостоятельного решения технических задач в процессе конструирования; презентации кубических конструкций «Куборо» командой на соревнованиях. 

   

1.4 Содержание общеразвивающей программы

 

Учебный план

 

п/п

Название

Раздела

 

Количество часов

Формы

аттестации/ контроля

 

Всего

Теория

Практика

 

1.

Знакомство с конструктором «Куборо». Представление содержания программы. Правила охраны труда. Организационные вопросы. Презентация «История возникновения конструктора Куборо»

2

1

1

Входящая

диагностика,

беседа, наблюдение.

Игра «Угадай-ка!»

2.

Простые фигуры. Плоские фигуры. 

6

2

4

Наблюдение,

беседа. Текущий контроль

3.

Простые                             фигуры.

Составление слов.

4

2

2

 Наблюдение,

беседа. Текущий контроль.

4.

Построение            фигур           по

рисунку.

8

3

5

 Наблюдение,

беседа. Текущий контроль.

5.

Создание фигур по основным параметрам. Строительство конструкции из определенного числа кубиков. Движение шарика по заданной поверхности: отверстие, дорожка, тоннель, через тоннели, шарика только по дорожкам; только по тоннелям.

Главные ошибки в построении конструкций и пути их исправления

7

3

4

Наблюдение,

беседа. Текущий контроль.

6.

Особенности построения тоннелей. Особенности построение тоннелей.

Простые и сложные тоннели.

Строительство конструкции с двумя и тремя дорожками, с дорожками и тоннелями.

Использование одного элемента дважды, одного элемента трижды, различных комбинаций в построении. Главные ошибки в построении конструкций и пути их исправления

3

1

2

 Наблюдение,

беседа. Текущий контроль.

7.

Создание              фигур              по

геометрическим параметрам.

7

2

5

Наблюдение,

беседа. Текущий контроль.

8.

Создание              фигур              по

геометрическим

параметрам. Повторяемость 

3

1

2

 Наблюдение,

беседа. Текущий контроль.

9.

Создание        фигур по заданному контуру.

6

2

4

Хакатон. Промежуточная аттестация.

10.

Создание              фигур              по

заданному размеру 

4

2

2

 Наблюдение,

беседа. Текущий контроль.

11.

Решение задач.

8

2

6

Наблюдение,

Беседа. Текущий контроль. Самостоятельная работа.

12.

Эксперименты с направлением, временем и группированием кубиков.

9

2

7

Наблюдение,

Беседа. Текущий контроль. Самостоятельная работа.

13.

Опыты           с          ускорением шарика.

3

 

3

Наблюдение,

беседа. Текущий контроль.

14.

Лабиринты.

2

 

2

Соревнование. Итоговая аттестация.

 

Всего

72

20

52

 

 

 

Содержание учебного плана

 

1. Конструктор «Cuboro». 

Теория. Что такое конструктор Cuboro? История конструктора. Понятия желобов, тоннелей. Словарь Cuboro. Знакомство с номерами кубиков. Сортировка и классификация кубиков по существенным признакам: - Гладкий кубик (основа).

-   Стартовый кубик.

-   Кубики с желобом.

-   Кубики с перпендикулярным пересечением желобов.

-   Кубики с изогнутым желобом.

-   Кубики с горизонтальным тоннелем.

-   Кубики с наклонным тоннелем.

-   Прямой тоннель + прямой желоб(ы) (элементы № 2, 3, 4).

-   Прямой тоннель + желоб с поворотом направо/налево (элементы № 5, 6).

 

Практика. Обследование отверстий. Распределение кубиков по группам. Классификация и узнавание кубиков по номерам и на ощупь. Создание простых фигур. Игра «Угадай-ка!»

 

2.       Простые фигуры. Плоские фигуры. 

Теория. Плоские фигуры. Вертикальные фигуры. Образы чисел, при помощи желобов. Правило для построения и чтения схемы конструкции. Понятия «план конструкции», «координатная сетка». Использование различных кубиков: Прямой тоннель + прямой желоб(ы) (элементы № 2, 3, 4). Прямой тоннель + желоб с поворотом направо/налево (элементы № 5, 6).  

Практика. Распределение кубиков по группам. Классификация и узнавание кубиков по номерам и на ощупь. Создание одноуровневых дорожек из тоннелей и желобов. Создание чисел, при помощи желобов.

3.                     Простые фигуры. Составление слов

Теория. Образы букв, слов при помощи желобов. Использование различных кубиков: Тоннель с поворотом направо/налево + желоб с поворотом направо/налево (№ 7,8). Тоннель с поворотом направо/налево + прямой желоб (№ 9, 10) 

Практика. Распределение кубиков по группам. Классификация и узнавание кубиков по номерам и на ощупь. Создание одноуровневых дорожек из тоннелей и желобов. Создание образов букв и слов при помощи желобов.

 

4.       Построение фигур по рисунку.

Теория. Понятия «план конструкции», «координатная сетка», «заштрихованные клеточки». Шарик и его значимость в игре. Основные правила для построения маршрута движения шарика. Плавное и быстрое движение шарика по дорожке. Использование различных кубиков: Тоннель с поворотом направо/налево + желоб с поворотом направо/налево (№ 7, 8). Тоннель с поворотом направо/налево + прямой желоб (№ 9, 10). Элементы, которые позволяют изменить уровень и могут вести в любом направлении (№ 11, 12).

Практика.  Сортировка кубиков. Игры «Определи на ощупь номер кубика».  Игра «Что лишнее в цепочке?» Построение фигур по карточкам. Построение простых конструкций, конструкций на координатной сетке. Создание конструкций по шаговому плану. 

 

5.          Создание фигур по основным параметрам.

Теория. Строительство конструкции из определенного числа кубиков. Движение шарика по заданной поверхности: отверстие, дорожка, тоннель, через тоннели, шарика только по дорожкам; только по тоннелям. Строительство конструкции с двумя и тремя дорожками, с дорожками и тоннелями. Использование одного элемента дважды, различных комбинаций в построении. Ошибки в построении конструкций.

Практика. Построение конструкций по заданным параметрам. Самостоятельное построение конструкции. Создание различных вариантов конструкций с добавлением разных деталей. 

 

6.            Особенности построения тоннелей. Простые и сложные тоннели.

Теория. Строительство конструкции из определённого числа кубиков. Использование одного элемента трижды, различных комбинаций в построении. Ошибки в построении конструкций.

Практика. Самостоятельное построение конструкции по заданным параметрам. Фигур с помощью базовых строительных кубиков; фигур с использованием одних кубиков дважды или трижды.

 

7.       Создание фигур по геометрическим параметрам.

Теория.  Понятия «симметрия», «подобие».

Практика. Построение дорожек и тоннелей на основе подобия фигур. Построение фигур с симметричными уровнями и контурами. Самостоятельная и групповая работа по построению конструкций с опорой на схему.

  

8.       Создание фигур по геометрическим параметрам. Повторяемость.

Теория. Понятие «повторяемость».

Практика. Создание дорожек и тоннелей на основе повторяемости. Самостоятельная и групповая работа по построению конструкций с опорой на тему.

 

9.       Создание фигур по заданному контуру. 

Теория. Особенности строительства конструкций по заданному контуру. Подбор кубиков, которые соответствуют заданному контуру. Варианты использования дорожек и тоннелей при заданной конструкции.

Практика. Построение дорожек и тоннелей по заданному контуру. Самостоятельная и групповая работа по построению конструкций с опорой на схему. Хакатон. Промежуточная аттестация.

 

10.   Создание фигур по заданному размеру.

Теория. Особенности строительства конструкций по заданному размеру. Подбор кубиков, которые соответствуют заданному размеру. Варианты использования дорожек и тоннелей при заданной конструкции.

Практика. Построение дорожек и тоннелей по заданным размерам. Самостоятельная и групповая работа по построению конструкций с опорой на схему.

 

11.   Решение задач.

Теория. Умственные упражнения с Cuboro.

Практика. Поиск решений в построении маршрута для шарика. Самостоятельная и групповая работа.

 

12.   Эксперименты с направлением, временем и группированием кубиков.

Теория. Движение шарика по заданной траектории, по наклонной плоскости.

Плавный и быстрый бег шарика.

Практика. Создание фигур по контуру, координатной сетке, объемному изображению. Индивидуальная и групповая работа по проведению опытов с движением и ускорением шарика; движением шарика по заданной и произвольной траектории.  

 

13.   Опыты с ускорением шарика.

Теория. Создание фигур по изображению. Влияние на ускорение шарика расположения отверстия кубика, кубиков с прямыми и изогнутыми желобами.

Практика. Индивидуальная и групповая работа по проведению опытов с движением и ускорением шарика; движением шарика по заданной траектории.

 

14.   Лабиринты. 

Практика. Соревнования на время движения шарика и применение кубиков разных типов. Соревнование. Итоговая аттестация.

 

 

2.                  Комплекс организационно-педагогических условий

 

2.1.   Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год

п\п

Основные характеристики образовательного процесса.

 

1.

Количество учебных недель

36

2.

Количество учебных дней

72

3.

Количество часов в неделю

2

4.

Количество часов

72

5. 

Недель в первом полугодии

16

6.

Недель во втором полугодии

20

7.

Начало занятий

4 сентября 2023 года

8.

Каникулы

30 декабря – 8 января

23-25 февраля

8-10 марта

28 апреля-1 мая

9-12 мая

9.

Окончание учебного года

30 мая

 

2.2. Условия реализации программы.

 

Материально-техническое обеспечение.

Для успешной реализации программы необходимы: 

  - Доска классная

  - Конструктор деревянный «Шарики кубарки»

  - Мультимедийный проектор

  - Набор конструктор «Cuboro cugolino start»

  - Парта ученическая

  - Ноутбук

  - Мультимедийный проектор;

 - Сборная из кубиков игра-дорога «Cuboro standart»

 - Специальный модуль-расширение к игре «Tricky ways»

- Стол учительский

 - Стратегическая игра для всех поколений «Tricky ways»

 - Стул письменный

 - Стул ученический

 - Тумба

 

Кадровое обеспечение программы. Программу может реализовать педагог дополнительного образования или педагог, имеющий специальное техническое образование, прошедший обучение по курсу Cuboro. 

 

Методические материалы.

 Основные             принципы      использования           конструктора             CUBORO в образовательном процессе:

Ø   доступность и наглядность;

Ø последовательность и систематичность обучения и воспитания;

Ø учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Ø поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности. 

    

На занятиях используются такие педагогические технологии: 

-   ТРИЗ-технология

-   Технология игровой деятельности (интерактивные и дидактические игры, мини соревнования).

-   Технология проблемного обучения (построение гипотез, решение технических задач).

-   ИКТ-технология (мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности).

-   Здоровьесберегающая технология (гимнастика для глаз, физкультурные паузы, пальчиковая гимнастика,   соблюдение   гигиенических          норм   и        правил, профилактические упражнения для позвоночника).

 

 Методы обучения:

Ø Словесные (рассказ, беседа, анализ и сравнительный анализ, «мозговой штурм»).

Ø Наглядные (наблюдение, просмотр мультимедийных материалов, обучающих роликов, фотографий, иллюстраций).

Ø Практические (работа со схемами, инструкциями, проведение экспериментов и сравнение их результатов).

Ø Игровые (интерактивные игры на развитие памяти, логики, внимания).

 

Методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация).

Дидактическое обеспечение программы:

-       словарь основных терминов;

-       методическая литература для педагога;

-       электронные ресурсы видеотека;

-       карточки с заданиями технологические карты по сборке базовых моделей;

-       интерактивные задания;

-       Интерактивный веб-конструктор для создания виртуальных фигур - CUBORO WebKit. доступный в сети интернет https://cuboro.ru  

 

Формы занятий: беседа, игра, мультимедиа-урок, уроки смешанного вида, устные опросы, смотр знаний, защита проектов, конкурсы, практическое занятие, тест, самостоятельная работа, соревнование (хакатон).

 

Алгоритм занятия.

Первая часть занятия–это упражнение на развитие логического мышления (длительность –7 –10 минут).

Цель первой части: развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

Совершенствование навыков классификации.

Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.

Активизация памяти и внимания.

Развитие комбинаторных способностей.

Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

 

Вторая часть - собственно конструирование.

Цель второй части: развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога.

Развитие речи и коммуникативных способностей.

 

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ

Цель: развивать способности исследовательской деятельности и умение работать в команде во время конструирования с CUBORO.

Задачи обучения:

Развитие творческого мышления при создании действующих моделей.

Освоение технического рисования проектируемой модели.

Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.

Подводить детей к простейшему анализу созданных построек.

Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть по цифрам основные строительные детали, работать по схеме, подходить к любому вопросу исследовательски, определять на ощупь деталь, сооружать новые постройки, используя ранее полученные умения (накладывание, приставление, прикладывание), делать простейшие комбинации безошибочно.

Вызывать чувства радости при удавшейся постройке.

Учить располагать кубики вертикально, горизонтально, ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии.

Формировать понятия желобок, туннель.

Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя разные детали. Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину.

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробку, бережно относиться к материалу.

Формировать умение работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде.

Учить добиваться результата.

 Развитие мышления происходит в процессе решения заданий на классификацию, установление закономерностей, на внимание и память, пространственного ориентирования.

 

Методические материалы

Занятия по программе проводятся в очной форме. Основной формой организации образовательного процесса являются групповые занятия, работа в парах может быть использована при создании и конструировании творческих проектов.

После практических занятий по сборке базовых дорожек (сборка по инструкции), предусмотрена творческая проектная работа, соревнования.

 

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися практических заданий в группах и индивидуально. Промежуточная и итоговая аттестация реализуется в форме соревнований, хакатона.

  Результаты аттестаций фиксируются в Карте уровня развития личностных качеств обучающегося (Приложение 3)

 

Оценочные материалы

              Научить конструированию моделей по образцу, схеме, по геометрическим параметрам, по собственному замыслу.  

              Учёт результатов личностного развития обучающихся в процессе освоения дополнительной образовательной программы проходит через мониторинг качества образования:

              текущий контроль (по итогам освоения некоторых отдельных тем образовательной программы) – самостоятельная работа, построение лабиринта.

              промежуточная аттестация (по итогам освоения наиболее важных тем образовательной программы) – хакатон «Составление конструкции по основным параметрам» (Приложение1)

              итоговая аттестация (по итогам освоения всей образовательной программы) – соревнование по построению лабиринта с максимальным касанием шарика с использованием всех кубиков набора. (Приложение 2)

                                         

3.          Список литературы 

 

Литература для педагога:

1.      Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.:

Просвещение, 2000.

2.      Волкова С.И. Конструирование: метод.пособ.– М.: «Просвещение», 2009.

3.      Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. – Ярославль, 2004.

4.      Иванов Б.С. Своими руками. – М.: Просвещение, 1984.

5.      Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (2-4 классы) / Н.С. Пряжников. – М.: ВАКО. – 2005. 

6.      Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки: учеб.метод. пособ. для психологов и педагогов // Г.В. Резапкина. – М.: «Генезис». – 2006.  

7.      Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: учеб. метод. пособ. 2-е изд // С.Н. Чистякова. – М.: Академия. – 2014. 

8.      Профессиональные пробы. Технология и методика проведения: учеб.метод. пособ // под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Академия. – 2014. 

9.      Методическое пособие Куборо.

10.     Баданова Т.А. О возрастных и индивидуальных особенностях пространственного мышления учащихся/ Т.А. Баданова // Среднее профессиональное образование. – 2009. — № 2.

11.    Диева О.Г. Возможности развития пространственного мышления школьников во внеурочное время// Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 85-87. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3623/ (дата обращения: 06.12.2018).

12.     Волкова С.И. Конструирование — М: Просвещение, 2010.

13.     Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.

14.     Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2003.

15.     Думай креативно: Методическое пособие// НТ Пресс,– 255 стр. Н.,2017.

16.     Кочкина Н.А. Организационно-методические основы планирования образовательной деятельности//Управление ДОУ. — 2012. — № 6. — С. 24.

17.     Меерович М.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие Текст. / М.И.Меерович, JI.И.Шрагина // Библиотека практической психологии. — Минск: Харвест, 2003.

18.     Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.

19.     Теплов Б.М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М.: МГУ, 1981.

 

 Интернет-ресурсы:

a        Банк интерактивных профессиограмм Электронный ресурс – Форма доступа:  http://prof.labor.ru

b        Все профессиональные психологические тесты Электронный ресурс – Форма доступа: http://vsetesti.ru

c        Компас – ПРО профориентационный портал (Вологодская область) Электронный ресурс – Форма доступа: http://viro-profportal.edu.ru

 

Информационно-методические условия:

- электронные образовательные ресурсы:

https://www.cuboro.ru

http://www.cuboro-webkit.ru

https://cuboroeducation.ru

http://creative-edu.ru

https://www.igraemsa.ru

https://reshi-pishi.ru

- информационно-коммуникационные технологии: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Paint, Microsoft Publisher, Google Forms, Learnis, CuboroDraw. 

                                                                           

  Приложение 1

Задания для проведения промежуточной аттестации.

 

1. Правильно определи и назови кубик.

Правильный ответ 1 балл. (максимальное количество балов 12)

   

 2. Практическая работа «Составление конструкции по основным параметрам»

            Максимально эффективно по указанной системе критериев (Таблица 1. «Система критериев для оценки конструкции») достроить конструкцию с использованием всех элементов из набора «Куборо» не выходя за заданный контур (Таблица 2. «Координатная сетка»). Элементы №4 и №12 могут находиться на любом уровне. Элемент №4 необходимо задействовать несколько раз. Элемент №12 является стартовым. Элемент №9 размещается на первом уровне и является выходом. Обязательно соблюдение расположения элементов, указанное на чертеже (Таблица 2) - №12, №9 и №4.

 

Таблица 1. «Система критериев для оценки конструкции»

Критерии оценки

Критерии оценки не применяются, если не выполнено исходное условие конструкторской задачи

Кол-во

Балл

за один элемент

Итого

Критерии оценки

Все элементы конструкции

1

Элементы, формирующие движение

2

Элементы с двойным касанием шарика

4

Элементы с тройным касанием шарика

12

Базовые строительные и участвующие в формировании дорожки одновременно

4

ИТОГО

         Таблица 2. «Координатная сетка»

 

 

                                                                     

Приложение 2

 

Задания для проведения итоговой аттестации.

 

Построение лабиринта с максимальным касанием шарика с использованием всех кубиков набора.

 

Обучающимся необходимо за 30 минут из конструктора cuboro standard собрать произвольную конструкцию с треком для шарика. По построенному треку шарик должен катиться самостоятельно, не допускается применение к нему дополнительных манипуляций.

Критерии оценивания:

Оценка использования кубиков:

- количество использованных кубиков (количество кубиков х 1);

- кубики, формирующие направление движения (являются частью дорожки) (количество кубиков х 1);

- двойное использование кубика (касание шариком внутренней и внешней поверхности, внутренней поверхность и нижней части, верхней часть и нижней части) (количество кубиков х 2).  В зачет идут все кубики, имеющие столько касаний, сколько указано и более, например, во время подсчета двойных касаний, считаем все кубики с двойным касанием, тройным и более касаний;

- тройное использование и более (количество кубиков х 3) в зачет идут все кубики, имеющие столько касаний, сколько указано и более, например, во время подсчета тройных касаний, считаем все кубики с тройным, четверным и более касаний;

- несущие кубики, являющиеся частью дорожки формирующей направление (количество кубиков х 4).

Итоговый результат равен сумме баллов за использование кубиков.

В подсчете очков не учитываются элементы, без наличия которых, функционирование конструкции остается неизменным.

Победителем становится обучающийся, набравший большее количество очков по итогу соревнования.

                                                 

Приложение 3

 

Уровень развития личностных качеств обучающегося за 2023 - 2024 уч. год

по дополнительной общеразвивающей программе «CUBORO», педагог Золотарева Ю.В.

 

 ФИО

обучающегося

целеустремленность, терпение

позитивное отношение

к себе, веру

в себя, свои возможности

трудолюбие, аккуратность

,

усидчивость

Творческий подход к

решению задач и проблем

Уровень

(общий балл)

н.г.

к.г.

н.г

к.г

н.г

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г

                     
 

Баллы:

 

В начале года:

Уровень:

1-                 минимальный

 

на допустимом уровне

2- достаточный (базовый)

 

на достаточном уровне

3 – оптимальный (хороший)

 

на оптимальном уровне

Баллы:

В конце года:

Уровень:

1-         минимальный

 

на допустимом уровне

 

2-                 достаточный (базовый)

 
 

на достаточном уровне

3                    – оптимальный (хороший)

 
 

на оптимальном уровне

     

от 1,6 до 2,4 – достаточный (базовый)      на оптимальном уровне от 2,5 до 3,0 – оптимальный (хороший)  

Допустимый уровень (1-1,5) –конструкции сделаны с большими неточностями не соответствуют образцу. Работа выполнена под контролем педагога, с постоянными консультациями. Темп работы медленный. Нарушена последовательность действий, работа не выполнена до конца.

Достаточный уровень (1.6-2.3) - обучающийся знает правила работы с инструкциями, но недостаточно точно собирает модели по схемам. Фигуры собраны с небольшой помощью педагога. Темп работы средний. Иногда приходится переделывать, возникают сомнения в выборе последовательности изготовления конструкции. Работы выполнены с небольшим замечанием, есть небольшие отклонения от образца.

Оптимальный уровень (2.4-3) - обучающийся собирает конструкции по схеме, рисунку и по собственному замыслу. В технологии конструирования вносятся свои идеи. Есть творческий подход к построению конструкции. Работа выполнена полностью самостоятельно. Темп работы быстрый. Работа хорошо спланирована, четкая последовательность выполнения.

   

 

 

Золотарева Ю.В.